/* Горизонт */

Занимательная физика в вопросах и ответах.
Сайт Елькина Виктора. (Заслуженный учитель РФ. Учитель-методист.) 
Занимательная  физика    Биографии   Астрономия  Физика  в походе   А знаете ли Вы?   Физика и техника
  Физика и медицина     Физика  и  поэзия    Народная  мудрость   Занимательные опыты
        Бочка Паскаля    Радиотехника для всех    Необычные  явления  Форум   Оптика
Старинные  задачи   Ссылки   Шаровая молния   Сообразилки

Почему листья зеленые?

  К зеленому наряду нашей планеты мы привыкли и поэтому не всегда задумываемся над тем, почему именно он зеленый. А ведь растительный мир Земли насчитывает около полумиллиона различных видов, он занимает огромную часть нашей планеты — только леса покрывают до 40 % поверхности ее суши; растениям принадлежит существенная роль в жизни Земли. Например, в результате фотосинтеза в листьях растений происходит разложение углекислого газа атмосферы: образуются углеводы и рост биомасса растений (т. е. осуществляется их  жизнедеятельность), а освобождающийся при этом кислород переходит в воздух, которым мы дышим.

   Процесс фотосинтеза способствовал эволюции атмосферы нашей планеты, состав которой ранее был иным, чем теперь. Вначале она была в основном метано - аммиачной, затем — азотно-углекислой и примерно 2 млрд. лет назад стала азотно-кислородной. Именно после появления в атмосфере достаточного количества кислорода (главным образом благодаря растениям, постепенно заполнявшим биосферу) произошло окончательное “озеленение” планеты. Так как фотосинтез протекает наиболее эффективно под действием света синего и красного участков спектра, растения приспособились отражать зеленый свет. Их листья, где и осуществляется фотосинтез, отражая зеленый свет, приобрели зеленую окраску. А поскольку на зеленый участок спектра приходится максимум энергии солнечного излучения, зеленая окраска предохраняла и предохраняет листья от перегрева под действием солнечного света. Тот факт, что для фотосинтеза листья используют рассеянный атмосферой солнечный свет, привел к тому, что они приобрели способность ориентироваться в пространстве так, чтобы получать его как можно больше.

    К свето - тепловому режиму атмосферы приспособились не только растения, но и другие организмы, чем и определяется их цвет. Это относится даже к человеку. Так, из термодинамики известно, что черные тела излучают больше энергии, чем белые при тех же условиях. Но человек с точки зрения термодинамики может рассматриваться, как тепловой излучатель. Поэтому на приэкваториальных территориях, где климат жаркий, цвет кожного покрова у людей более темный, чем у людей, живущих в холодном климате. Этой же причиной объясняется и то, что в северных широтах живут белые медведи, а в южных — бурые, на севере нашей страны обитает заяц-беляк {с белым цветом шерсти), в более же южных районах — заяц-русак (с серой шерстью). Примеров подобного рода можно привести много. Однако из них не следует, конечно, “обреченность” жить только в каком-то одном месте: и человек, и животные приспосабливаются к иной среде обитания, но комфортно чувствуют себя там, где их предки приобрели “приспособительные качества”.

В. И. АРАБАДЖИ (г. Нижний Новгород)

Источник. ж. Физика в школе. №1,93 с.30.

назад

Занимательная физика     Биографии    Астрономия     Физика  в походе     А знаете ли Вы? 
 Физика и техника   Физика и медицина     Физика  и  поэзия    Народная  мудрость  
  Необычные  явления  Форум  
Занимательные опыты   Радиотехника для всех   Бочка Паскаля

 

Rambler's Top100

 

Hosted by uCoz