Занимательная физика в вопросах и ответах. 
Сайт Елькина Виктора.
(Заслуженный учитель РФ. Учитель-методист.)       
Занимательная  физика   Биофизика   А знаете ли Вы?   Астрономия    Физика в походе   Физика и техника
  Физика и медицина    Физика  и  поэзия  Народная  мудрость  Занимательные опыты 
 Радиотехника для всех    Необычные явления   Бочка Паскаля   Сообразилки  Ссылки  Шаровая молния

В 1763 году Иван Ползунов приступил к постройке "огненной машины".     

    Новый двигатель, в противовес громоздким деревянным водяным колесам, должен был целиком состоять из металла. Зная всю сложность предстоящей работы, Ползунов мечтал построить машину сначала «малым корпусом», то есть малого масштаба. Однако начальство приказало, чтобы он сразу же возводил крупную заводскую установку.

   И вот без всякой помощи, лишь с двумя юношами-учениками да несколькими чернорабочими, Ползунов начал постройку огромной, высотой с трехэтажный дом, рабочей машины для обслуживания воздуходувки на десять плавильных печей.

Подробные рабочие чертежи и исторические документы говорят нам об устройстве и работе этой паровой машины.

    Вода разогревалась в котле, склепанном из медных листов. Пар поступал через специальные распределительные устройства в два вертикальных трехметровых цилиндра, поршни которых действовали на коромысла. Эти коромысла были связаны с мехами для поддува рудоплавнльных печей, а также с водяными насосами-распределителями и другим дополнительным оборудованием, необходимым для питания котла и для поддержания непрерывного действия машины.

    Великий механик добился того, что все детали его машины постоянно «сами себя в движении держали».

При постройке машины Ползунов проявил себя также и выдающимя теплотехником. Об этом говорит искусно придуманное автоматическое снабжение котла подогретой водой.

   К маю 1766 года строительство было в основном закопчено. Но 27 мая, за несколько месяцев до пуска машины, который состоялся в августе, ее гениальный создатель умер, надорванный непосильным трудом и нуждою.

   Машина начала работать уже без него. В течение 43 дней она исправно обслуживала дутьем рудоплавильные печи и не только полностью оправдала свою стоимость (7200 рублей), но и дала свыше 12 тысяч рублей прибыли. Однако отсутствие опыта у преемников гениального изобретателя не замедлило сказаться. Полуграмотное начальство при устранении возникавших, естественно, неисправностей новой машины вводило свои кустарные «новшества». Так, чтобы уменьшить зазоры между поршнями и цилиндрами, поршни обернули берестой, в результате чего «бересто весьма ожесточилось, в логоватые места вода проходить чрезвычайно начала». Машина проработала, пока не стала из-за течи котла. Равнодушное к технической мысли заводское начальство не позаботилось о починке машины. Ее забросили!..

   По предписанию управителей алтайских заводов Ирмана и Миллера, ползуновская машина была уничтожена. Это они издали в 1779 году чудовищный указ; «...огнедействующую махину... разобрать; находящуюся при оной фабрику разломать и лес употребить на что годен будет». Это они расхитили ползуновский двигатель, оставив на месте его развалины, сохранившие народное название «Ползуновское пепелище».

   Но память о Ползунове не могла быть вытравлена из сердца русских людей. Имя его должно быть поставлено рядом с именем известного английского изобретателя паровой машины Джемса Уатта, открывшего широкую дорогу ее промышленному применению.

Источник.  Рассказы из истории русской науки и техники. Болховитинов В.Н. -М. 1957. с. 236.

Паровая машина Ползунова.

Назад

Занимательная  физика   Биофизика   А знаете ли Вы?   Астрономия    Физика в походе   Физика и техника
  Физика и медицина    Физика  и  поэзия  Народная  мудрость  Занимательные опыты   Шаровая  молния
 Радиотехника для всех    Необычные явления   Бочка Паскаля    Ссылки
   

Rambler's Top100

Hosted by uCoz