Занимательная физика в вопросах и ответах.
Сайт  Елькина Виктора. 
  Заслуженный учитель РФ.   Учитель-методист. 
     Занимательная физика   А знаете ли Вы?    Физика в походе    Биофизика    Биографии   Астрономия 
 Физика  и  поэзия      Народная мудрость     Необычные явления    Форум   Физика  и  техника
Радиотехника для всех   Бочка Паскаля   Занимательные опыты  Оптика  Шаровая  молния
Ссылки   Старинные  задачи   Сообразилки

Художник и физика

 Оптика.

    Известный популяризатор науки физик М.Гарднер в своей книге «Живопись, музыка и поэзия» заметил: удожнику, не обладающему определенным мировоззрением, в искусстве ныне делать нечего – его произведения, блуждающие вокруг частностей жизни, никого не заинтересуют и умрут, не успев родиться".

А вот высказывание известного специалиста по технической эстетике Жака Вьено: «Цвет способен на все: он может родить свет, успокоение или возбуждение. Он может создать гармонию или вызвать потрясение: от него можно ждать чудес, но он может вызвать и катастрофу». Необходимо упомянуть, что свойствам цвета можно дать «физические» характеристики: теплые (красный, оранжевый) - холодные (голубой, синий); легкие (светлые тона) - тяжелые (темные). Цвет можно «уравновесить» - смешать.

       Хорошей иллюстрацией физиологического восприятия смешения цветов может послужить картина В.И.Сурикова «Боярыня Морозова»: снег на ней не просто белый, он небесный. При близком рассмотрении можно увидеть множество цветных мазков, которые издали, сливаясь воедино, и создают нужное впечатление. Этот эффект увлекал и художников-импрессионистов, создавших новый стиль – пуантилизм - живопись точками или мазками в форме запятых. «Оптическая смесь» – решающий фактор в технике исполнения, например, Ж.П.Сера, позволяла ему добиваться необыкновенной прозрачности и «вибрации» воздуха. Люди знают результат механического смешения желтый + синий = зеленый, но неизменно удивляются эффекту, возникающему при наложении рядом на холст мазков дополнительных цветов, например зеленого и оранжевого, – каждый из цветов становится ярче, что объясняется сложнейшей работой сетчатки глаза.

     Иногда художник вводит зеркало в картину с двойной целью. Так, И.Голицын в гравюре с изображением В.А.Фаворского, во-первых, показывает лицо старого мастера, вся фигура которого обращена к нам спиной, а во-вторых, подчеркивает, что зеркало здесь - еще и инструмент для работы. Дело в том, что офорт или гравюру на дереве или линолеуме режут в зеркальном отражении, чтобы оттиск получился нормально, симметрично. В процессе работы мастер проверяет изображение на доске по отражению в зеркале.

«Симметрия отражения – один из древнейших и самых простых способов создавать изображения, радующие глаз».

Литература

Гарднер М. Этот правый, левый мир. - М.: Мир, 1967.
Киященко Н.И. Сущность прекрасного. - М.: Молодая гвардия, 1977.
Лыков В.Я. Эстетическое воспитание при обучении физике. - М.: Просвещение, 1986.
Ревалд Д. Постимпрессионизм. - М.: Искусство, 1962.

назад

Занимательная  физика   А знаете ли Вы?    Физика в походе    Биофизика    Биографии   Астрономия 
 Физика  и  поэзия    Народная мудрость    Необычные явления   Занимательные опыты 
 Радиотехника для всех    Физика  и  техника   Бочка Паскаля  Форум


Hosted by uCoz