Занимательная физика в вопросах и ответах.    
Сайт  Елькина Виктора.   Заслуженный учитель РФ.   Учитель-методист. 

 “БАЛЕРИНА”

   Демонстрацию можно использовать в качестве экспериментальной задачи или проблемного опыта при изучении действия магнитного поля на проводник с током. На конце металлической трубки 1 (см. рис.) крепят кольцеобразный магнит 2, к которому приклеивают пластмассовую прозрачную чашку 3. Предварительно по центру чашки устанавливают медный катод 4, выходящий на наружную сторону ее дна. Анодом 5 служит медный провод (диаметром 1,5 мм), согнутый в кольцо (диаметр которого равен диаметру чашки},  от него также делается вывод на наружную сторону дна чашки (провод анода можно припаять к трубке 1). От источника тока на электроды чашки подается напряжение 4—6 В при силе токе 2,5—3 А.

  Перед демонстрацией в чашку наливают немного концентрированного раствора едкой щелочи 6, но так, чтобы фигурка “балерины” на подставке 7 свободно плавала в нем. (Фигурку изготавливают из бумаги и приклеивают к легкой подставке, сделанной, например, из тонкого слоя пенопласта.) При подключении к источнику тока фигурка сначала медленно, а затем все быстрее начинает вращаться. Учащихся просят объяснить наблюдаемое явление. Они должны прийти к выводу, что “балерина” вращается за счет действия силы трения между жидкостью и подставкой, жидкость же приводится в движение силой Ампера, причем направление вращения “балерины” можно предсказать, пользуясь правилом левой руки.

В, В. ХРИПУНОВ (пос. Мирный Камчатской обл.)

Источник. ж. Физика в школе №1,93.

назад

Занимательная физика   А знаете ли Вы?   Физика в походе   Биофизика  Биографии  
 Необычные явления   Астрономия    Физика и медицина    Физика  и  поэзия   Оптика
 Народная  мудрость      Физика и техника    Радиотехника для всех   Ссылки
Бочка Паскаля    Старинные  задачи   Шаровая  молния   Форум   Сообразилки

 



Hosted by uCoz