Занимательная физика в вопросах и ответах.
Сайт Елькина Виктора. (Заслуженный учитель РФ. Учитель-методист.) 
Занимательная  физика     Физика  в походе    Биофизика    Астрономия    Биографии     Форум
 Физика  и  медицина     Физика и поэзия    Народная мудрость   Необычные  явления 
 Физика и техника  Занимательные опыты  Радиотехника для всех  Бочка  Паскаля  Оптика
Старинные задачи    Ссылки   Шаровая  молния   Сообразилки

ТУРНИР "ЮНЫЙ ФИЗИК"    (Иду на урок.)

“Повторение – мать учения”

Этот турнир из 5 этапов мы проводим в конце 2-й четверти с целью повторения материала. Класс разбивается на команды по 5 человек. Капитанов назначает учитель из более сильных и ответственных учеников. Кроме того выбираются два помощника учителя.

1 Этап. Теневая проекция "Узнай явление". (10 мин.)

Пояснение для учителя. Перед демонстрационным столом, на котором учитель проводит опыты, устанавливается экран, так что учащиеся видят только теневую проекцию происходящего. Нужно узнать явление ( 1 балл.), и объяснить его (3балла.). Помощники в перерывах между демонстрациями выслушивают ответы каждой команды и выставляют на отдельных листочках баллы.

Явление: Оборудование:

1.Взаимодействие тел. Две тележки, пружинка, нить, спички.

2.Явление тяготения. Штатив, динамометр, груз.

3.Давление твердых тел. Песок в ящике, деревянный брусок, груз.

4.Давление жидкостей. Сообщающиеся сосуды.

5.Давление газов. Шар Паскаля.

6.Плавание тел. Ведерко Архимеда, штатив, отливной

стакан, динамометр, вода.

7.Условие равновесия тел. Штатив, рычаг, грузы.

8.Взаимодействие Электроскоп, эбонитовая палочка,

заряженных тел. Шерстяной лоскуток.

9.Деление заряда. Два электрометра, эбонитовая палочка,

металлический стержень с пластмассовой

ручкой по центру, шерстяной лоскуток.

10.Теплопроводность. Штатив, металлическая пластинка,

гвоздики, спиртовка, пластилин.

2 Этап. Аукцион на 5 минут. “Знаете ли Вы?” (5 мин)

Ведущий зачитывает вопросы. Участники поднимают руки для ответа и шепотом, чтобы другие не слышали, говорят ответ помощникам учителя, когда те к ним подходят. (1 балл.)

1. Прибор для измерения силы. (Динамометр.)

2. Мельчайшая частица данного вещества. (Молекула.)

3. Мельчайшая химически неделимая частица вещества. (Атом)

4. Перемещение, совершаемое в единицу времени, численно равно… (Скорости.)

5. Частица, входящая в состав атома и имеющая положительный заряд. (Протон)

6. Прибор для измерения объема жидкости. (Мензурка)

7. Прибор для измерения силы тока. ( Амперметр.)

8. Прибор для измерения температуры. (Термометр.)

9.Прибор для измерения плотности жидкости. (Ареометр.)

10. Прибор для измерения атмосферного давления. (Барометр.)

11. Прибор для измерения скорости. (Спидометр.)

12. Явление самопроизвольного проникновения молекул одного вещества между молекулами другого. (Диффузия.)

13. Аппарат, используемый для погружения человека на самые большие глубины океана. (Батискаф, батисфера.)

14. Кто впервые разработал атомно-молекулярное учение? (М. В. Ломоносов.)

15.Масса единицы объема вещества численно равна… (Плотности.)

16.Какая физическая величина измеряется в ньютонах? (Сила.)

17.Самый тугоплавкий металл. (Вольфрам.)

18.Первый человек вышедший в открытый космос. (А.А.Леонов.)

19. Самое твердое вещество. (Алмаз.)

20. Единица измерения энергии. (Джоуль.)

21.Направленное движение заряженных частиц. (Электрический ток.)

22.Частица, обладающая наименьшим по модулю отрицательным зарядом. (Электрон.)

23. Единица измерения давления. (Паскаль.)

24.Атом, у которого избыток электронов. (Ион.)

25.Какая физическая величина определяет количество теплоты, выделяющееся при сгорании 1 кг вещества? (Удельная теплота сгорания.)

26. Сколько электронов в нейтральном атоме водорода. (Один.)

27.Упорядоченное движение каких частиц создает электрический ток в металлах? ( Электронов.)

28.Сколько метров в одном сантиметре? (0,01м.)

29.В каком состоянии вещество не имеет собственной формы, но имеет постоянный объем. (В жидком.)

30. Единица мощности. ( Ватт.)

3 – й этап. “Не спешите с ответом. ” (10 минут.)

На столе разложены карточки с заданиями различной сложности так, что прочитать тексты невозможно. Сложность обозначена баллами, проставленными на обратной стороне карточки. Каждая команда выбирает себе не более пяти карточек и готовит ответы. Ответы должны быть точным и лаконичным, а расчетные задачи иметь верное решение. Если команда подготовила ответы на все вопросы, и у нее осталось время, то она имеет право взять дополнительные карточки.

4 Этап. Экспериментальные задания. “Сообразилки.” (15 мин)

Пояснения для учителя. Каждой команде дается 5 одинаковых заданий. На их решение отводится. За это время ученики должны “придумать” как можно больше решений, и при проверке продемонстрировать их. За каждое правильное решение дается столько баллов, сколько оговорено в условии задачи.

1. Используя данное оборудование, установите стакан с водой на столе так, чтобы он был приподнят над столом ровно на 1 см. (5 баллов.)

Оборудование: стакан с водой, чистый листок бумаги вырванный из школьной тетради.

Возможные варианты решения;

А) листок сгибают гармошкой, величина загибов 2 клеточки- 1 см.

Б) от листа аккуратно обрывается полоска шириной 2 клеточки-1 см. Ее скручивают в рулончик. Три рулончика – являются подставкой

стакана с водой.

В) от листа аккуратно обрывается полоска шириной 2 клеточки –1 см. Из полоски получаем кольцо. На кольцо ставим стакан. Для устойчивости диаметр кольца подбирают экспериментально.

2. Используя данное оборудование нужно сделать так, чтобы шарик оказался в стаканчике. При этом шарик нельзя: брать или трогать руками, подкатывать к краю стола, наклонять стол, пользоваться посторонними предметами, дуть и т.д. (3 балла.)

Оборудование: пластмассовый шарик, алюминиевый калориметрический стаканчик.

Возможные варианты решений:

А) шарик можно “зачерпнуть” стаканчиком, если стаканчик держать за дно и резко двигать. По инерции шарик окажется в стаканчике.

Б) Стаканчиком накрыть шарик. Стаканчик привести в быстрое вращательное движение, а затем резко перевернуть.

3. Используя данное оборудование, нужно монету положить на обложку тетради. При этом нельзя: прикасаться к монете, перемещать ее, используя какие либо предметы, наклонять и передвигать стол и т. д.

(5 баллов.)

Оборудование: ученическая тетрадь (книга) в обложке, монета.

Возможные варианты решений:

А) Рядом с монетой поместить тетрадь, и на монету резко дунуть. Воздух попадет и под монету, возникнет разность давлений под монетой и над монетой. Монета подпрыгнет.

Б) На монету положить тетрадь и плотно прижать пальцем тетрадь к монете. Так как монета рельефная, то при давлении на ее поверхность различные участки монеты испытывают разное давление. В результате монета как бы погружается в обложку тетради (оставляет на ней оттиск), при этом возникают силы молекулярного притяжения, и монета как бы прилипает к обложке.

4. Используя данное оборудование, определите массу деревянного бруска. Оцените точность. (5 баллов.)

Оборудование: линейка без делений, карандаш, ручка, деревянный брусок, две монеты по 5 грамм каждая. Листок из ученической тетради.

Возможные варианты решений:

А) Используя линейку в качестве рычага изготовить весы. Для этого достаточно одной монеты. Затем измерить длины плеч, используя бумажный листок из ученической тетради (2 клетки –1 см.) и подсчитать вес бруска.

Б) Можно поступить по другому. Используя линейку ручку и две монеты изготовить и отградуировать весы. Для этого одну монету кладут на конец линейки и, передвигая линейку, уравновешивают. Затем на первую монету кладут вторую и снова уравновешивают. Отрезок, на который переместилась линейка относительно точки опоры, делят на 5 частей, таким образом, получают шкалу. Точность измерения такими “весами” 1 грамм.

5. Используя данное оборудование, определите: толщину проволоки, длину проволоки. (10 баллов.)

Оборудование: пробирка, линейка. (В пробирке находится тонкая проволока. Она намотана на пишущий стержень ученической ручки, виток к витку ). Пробирка заткнута резиновой пробкой, которую доставать нельзя.

Возможные варианты решений:

А) Так как пробирка стеклянная, а через стекло все видно, то, используя метод рядов, можно подсчитать число витков. Затем определить с помощью линейки диаметр проволоки.

Б) Используя метод рядов, можно определить с помощью линейки диаметр одного витка, и рассчитать его длину, а затем, зная число витков определить длину проволоки.

5 -й Этап. Подведение итогов. (5 мин) Всем членам команды, получившей наибольше количество баллов, в журнал выставляются пятерки. Пятерки получают также участники, набравшие наибольшее количество баллов в личном зачете.

3 этап. Работа с таблицами. “Вспомни законы”.

( За каждый правильно названный и обоснованный закон дается 3 балла.)

(За каждую правильно названную силу дается 1 балл.)

Задание 1. Таблица “Подводная лодка”.

Подводная лодка лежит на дне. Капитану нужно за минимально короткое время всплыть. Посоветуйте, что ему нужно сделать?

Возможные варианты ответов:

1)наполнить воздухом отсеки носовой части подводной лодки. Т.е. постараться перевести лодку из горизонтального положения, в вертикальное, а затем включить двигатели на полную мощность.

2) Перенести грузы, и все возможные приборы в хвостовую часть.

Задание 2. Таблица

Краткие рассказы

У Эдисона

К ученому Эдисону пришел друг и спросил у него: “Почему так трудно открыть вашу дверь?” Эдисон ответил: “Потому, мой друг, что при каждом открывании двери вы накачиваете ведро воды, благодаря специальному устройству, встроенному мной в дверь”. А вы могли бы нарисовать схему работы устройства и объяснить его работу?

Ценный дар

Для того чтобы привлечь людей в церковь, устраивались различные “чудеса”. Например, перед входом в храм устанавливалась каменная тумба, внутри которой находился поднос. Если человек клал на поднос большое приношение, то дверь храма открывалась широко, если же дар был мал, то дверь приоткрывалась чуть-чуть. Однажды произошел такой случай: захотел попасть в церковь бедный крестьянин, но у него не было даже мелкой монеты. И положил он на поднос самое дорогое, что у него с собой было – свои лапти. На них был толстый слой пыли и дорожной грязи. Дверь храма отворилась широко-широко…

Придумайте устройство, которое могло бы быть применено в рассказанном нами случае.

Странные опыты

Опыт 1. Картезианский водолаз. В мензурку на 1\3 заполненную водой помещают перевернутую пробирку так, чтобы пробирка не плавала. Затем с помощью тонкой стеклянной трубочки, вдувая пузырьки воздуха, добиваются, чтобы пробирка всплыла. Прикрыв верх мензурки ладонью, слегка надавливают, пробирка при этом должна погружаться в воду, то есть тонуть. Объясните, как работает эта модель.

Опыт 2. Бутылка с отверстиями. В пластмассовой бутылке из под напитков (например “Фанта”) проделывают 5-6 тонких отверстий на различной высоте. Перед демонстрацией опыта отверстия заклеивают пленкой (Скотчем), и наливают воды. Во время демонстрации с каждого отверстия пленку убирают и наблюдают за струйками. Объясняют опыт, используя закон Паскаля. А что будем наблюдать, если горлышко бутылки закрыть ладонью? Объясните.

( Возможный вариант ответа. Так как поверхность воды не сообщается с атмосферой, то по мере вытекания воды, давление воздуха в верхней части воды будет меньше чем атмосферное, поэтому струйки исчезают. При условии, что уровень воды выше самого верхнего отверстия.)

Опыт 3. “Фонтан”. На столе колба, она закрыта пробкой. В центр пробки вставлена тонкая стеклянная трубка. Что необходимо сделать, чтобы колбу наполнить водой за минимально короткое время?

(Ответ. Из колбы выкачать воздух. Затем стеклянную трубочку поместить в сосуд с водой. За счет разности давлений, внутри колбы и атмосферного, возникнет течение воды, в каком бы положении колба не находилась.)

Опыт 4. Вертушка. Увеличится ли скорость вращения, если одно из отверстий заткнуть пластилином?

ПУТЕШЕСТВИЕ ГУЛЛИВЕРА

Джонатан Свифт, как известно, посылал Гулливера в путешествия несколько раз. Причем в стране лилипутов его герой столкнулся с миром, который в 12 раз меньше реального. А в стране великанов - наоборот, с миром, в 12 раз превосходящим мир, окружающий нас.

В стране великанов…

1. "Золотое кольцо... королева сама мне подарила, милостиво сняв его со своего мизинца и накинув его мне через голову на шею, как ожерелье" - это из воспоминаний о путешествии в страну великанов. Возможно ли такое, даже, притом, что, королева в 12 раз крупнее Гулливера? И сколько должно было бы весить кольцо, способное "через голову" лечь на грудь обыкновенного человека, как ожерелье?

В стране лилипутов…

2. "Постель для Гулливера изготовили лучшие местные мастера. Они принесли в замок шестьсот матрацев обыкновенной, лилипутской величины. По сто пятьдесят штук сшили они вместе и сделали четыре больших матраца в рост Гулливера. Их положили один на другой, но все - таки Гулливеру было жестко спать".

Почему здесь взято именно число 150?

3. "Пятьсот самых больших лошадей было прислано, чтобы отвезти меня в столицу", - рассказывал Гулливер. Не слишком ли это много? И сколько понадобилось бы лошадей, принимая во внимание относительные их размеры, для перевозки человека, который весит 70-80 килограммов?

4. Каждый день Гулливер съедал хлеба и масла больше, чем 1728 лилипутов; это высчитал один ученый, которого пригласили в тайный совет, потому что он очень хорошо умел считать. Почему Д. Свифт выбрал именно число 1728? При решении учтите, что в стране лилипутов люди были ростом в два пальца, что составляет примерно 15 см, а сам Гулливер имел рост примерно 1,8 м.

5. Чтобы прокормить Гулливера, в стране лилипутов каждый день на рассвете к старому замку пригоняли целое стадо скота - шесть быков, сорок баранов и много всякой мелкой живности. Правдоподобен ли этот рассказ? Учтите, что чистая масса обыкновенной бычьей туши равна примерно 200 кг, а масса бараньей туши 40 кг; в Лилипутии же быки и бараны были примерно в 2000 раз легче обыкновенных.

на  главную

  А знаете ли Вы?    Физика в походе    Биофизика    Биографии   Астрономия        

 Физика  и  поэзия     Физика и медицина    Народная мудрость  Необычные явления   Форум

Физика и техника   Радиотехника для всех   Занимательные опыты   Бочка Паскаля   Оптика

[AD]

nu322
Hosted by uCoz