Занимательная физика в вопросах и ответах
Сайт  Елькина Виктора. 
  Заслуженный учитель РФ.   Учитель-методист. 
       Занимательная  физика   А знаете ли Вы?    Физика в походе    Биофизика   Биографии   Астрономия      
 Физика  и  поэзия   Физика и медицина    Народная мудрость  Необычные явления   Физика и техника   Радиотехника для всех   Занимательные опыты   Бочка Паскаля   Оптика
Старинные  задачи  Ссылки  Шаровая молния   Сообразилки

Занятие 1. Природа и нефтепродукты 

кологическое образование  дошкольников.)

Цель занятий: смоделировать природные процессы, недоступные для наблюдения ребенком в природе (загрязнение окружающей среды); помочь детям понять, как загрязнение нефтью влияет на водоемы, водоплавающих птиц, почву, насколько сложно очистить их от нефтяной пленки, каким длительным и трудоемким является процесс очищения; сформировать осознанно-правильное отношение к деятельности человека.

Ход занятия

Наблюдения и опыты:  Аквариум

    Обсуждаем, что произойдет с рыбками в аквариуме, если плотно закрыть его поверхность полиэтиленовым пакетом. (дети предполагают, что через некоторое время рыбы погибнут, так как пленка не пропускает воздух).

Эксперимент 1. "Нефтяная речка"

Материалы и оборудование: контейнер с водой, банка, нефть.

    Контейнер с водой - это наша "речка", в которой разлилась нефть (наливаем в воду немного нефти).  Нефтяная пленка чем-то похожа на полиэтиленовый  пакет: она также не пропускает воздух, из-за чего гибнут рыбы и другие обитатели водоема.

   Предлагаем дошкольникам поразмышлять, как можно очистить воду от нефтяной пленки (они предлагают вычерпать ее, слить через край и т.д.) Дети пытаются реализовать свои предложения, причем прилагают для этого большие усилия, но результата так и не достигают.

    Педагог подводит итог: чистить нашу речку предложенными способами не удается, и показывает вариант выхода из ситуации. Вода сливается через трубочку (или кран) контейнера. В итоге в баночке оказывается чистая вода, а пленка от нефти остается в контейнере.

Затем воспитатель предлагает подумать, а как же поступать с настоящим водоемом? Можем ли мы таким же образом слить речку (озеро, море)? Ведь даже на очистку нашего маленького искусственного водоема затрачено столько усилий и времени! А сколько сил и времени понадобится, чтобы очистить реку, например - Волгу? Смогут ли рыбы, которые в ней живут, столько времени обходиться без воздуха?

Вывод: разливы нефти на реке и других водоемах представляют серьезную опасность для водных обитателей. Вот почему иногда загрязненные озера называют "мертвыми".

Эксперимент 2. "Птицы и нефть"

Материалы и оборудование: перышки и нефть, салфетки.

   Воспитатель предлагает детям вспомнить, какие птицы летают над поверхностью озер, рек, морей? (чай­ки, дикие утки). Почему именно они живут у водоема?

   Затем дошкольники подбрасывают перышки вверх и следят за их движением. Как летит перо? (легко, плавно). Почему водоплавающие птицы не тонут? Строение перьев позволяет им лететь, отталкивая крыльями воздух, при этом сами они поднимаются вверх.

 Теперь обмакнем перо в нефть (избыток жидкости можно снять, прижав перо к краю емкости или к салфетке). Повторим наши действия, снова его подбросив. Как оно летит теперь? (быстро, падает вниз камнем). Что происходит, когда птица садится на воду, покрытую нефтяной пленкой? Перья загрязняются, слипаются, и птица не может взлететь, становится добычей хищников.

Эксперимент 3 "Нефть и дождь"

Материалы и оборудование: нефть, пипетки, емкости с "почвой", которая состоит из двух слоев: внутренний слой (на дне емкости песок), верхний - губки; шприцы.

  Предлагаем детям представить, что произошла авария и на нашей почве разлилась нефть: осторожно набираем пипеткой жидкость и капаем на губки. Как их очистить от нефти?  Поможет ли дождь? Ведь после дождика все становится чистым.

 Представьте, что пошел дождь: поливаем "почву"  из лейки.

 Проверим, что произошло с почвой в емкости, очистилась ли она? Исчезло ли нефтяное пятно? Куда оно делось? Откачаем жидкость из почвы шприцем и внимательно рассмотрим воду в нем. Какая она? (черная, маслянистая). А если в природе на таком же загрязненном месте растут лесные ягоды, грибы, можно ли собирать их и есть? Да и вообще, вырастут ли они здесь? Почему?

   Снова пошел "дождь" - еще раз поливаем емкость и откачиваем воду. Очистилась ли почва теперь? Дети оценивают чистоту воды и количество "дождей", которые "пролились" над загрязненной почвой.

Вывод: разливы нефти причиняют вред и почве, и растениям, и здоровью человека. Они не очищаются с помощью дождей.

   В заключение воспитатель вместе с детьми подводит итоги, обсуждая, что они узнали нового, проделав эксперименты; как загрязнение влияет на животных и растения; как люди могут защитить природу.

Занятие2.  Почему воздух становится грязным?

назад

 А знаете ли Вы?    Физика в походе    Биофизика    Биографии   Астрономия        
 Физика  и  поэзия     Физика и медицина    Народная мудрость  Необычные явления   Форум
Физика и техника   Радиотехника для всех   Занимательные опыты   Бочка Паскаля   Оптика
Старинные задачи


[AD]

© 2003 - 2007  Елькин В.И.

Hosted by uCoz