«Занимательная физика» в летнем
оздоровительном детском лагере. Программа занятий.
Пояснительная записка.
Программа состоит из 4 тем, которые идут одновременно, и чередуются
произвольным образом. Каждое занятие, например, «Физические сообразилки» -
можно проводить в течение 10 и более дней, не повторяясь.. (Но это вряд –ли
целесообразно.) Поэтому на каждый следующий день составляется своя мини –
программа, которая включает в себя какое - либо задание из 1,2,3. или 4 темы.
Задания из 4 темы – даются индивидуально, т.е. ребенок сам выбирает интересное
для себя задание и защищает его. Подробнее в пояснениях.
Тема 1. «Я ПОЗНАЮ МИР»
- 1.
Вводное занятие. «Физические сообразилки».
- 2.
«А знаете ли Вы?»
- 3.
За страницами книги Я. Перельмана «Живая математика»
- 4.
Занимательные истории из книги Я. Перельмана «Занимательная физика».
- 5.
Почемучкины задачи.
- 6.
Вовочкины задачи.
- 7.
Сказки с физическими вопросами.
- 8.
Задачи Шерлока Холмса.
- 9.
Задачи «Робинзона Крузо»
- 10.
Выпуск физической газеты « Юный Ломоносов»
Тема 2. Игры и не только…
-
1. Заочное путешествие на необитаемый
остров.
-
2. Занимательные опыты.
-
3.
Физические опыты-фокусы.
-
4. Игра – соревнование. «Физика на
песчаном пляже».
-
5. Игра. «Поиск напитка бодрости».
-
6. Турнир «Юный физик».
-
7. Физика на морском берегу. Занимательные
опыты с песком.
Тема 3.
«Делаем сами – своими руками».
Изготовление
простейших приборов и оборудования для исследования окружающей среды.
-
1.
Занимательное моделирование (изготовление физических приборов);
-
2.
Секундный маятник;
-
3.
Изготовление барометра;
-
4.
Изготовление электроскопа.
-
5.
Определение роста человека с помощью часов.
-
6.
Определение скорости реакции человека.
Тема 4. «Исследование явлений».
-
1.
Исследование окружающей среды. Экологические опыты.
-
2.
Исследование влияния солнечной радиации на вещества.
-
3.
Исследование проводимости воды от примесей. Сравнительный анализ пресной и
морской воды.
-
4.
Исследование света. Разложение белого (солнечного) света на составляющие с
помощью простейшего оборудования.
-
5.
Исследование зависимости электризации тел от влажности.
-
6.
Исследование свойств морского песка.
-
7. Физика
и спорт. (Прогнозируемые результаты в спорте – их физическое
обоснование.)
-
8.
Исследование влияния температуры окружающего воздуха на изменение
температуры воды, почвы, песка.
-
9.
Видимые и невидимые излучения – их регистрация с помощью кратковременных
наблюдений и простых опытов.
-
10.
Наблюдение звуковых и световых явлений в природе.
Пояснение к темам.
Тема
1. Я ПОЗНАЮ МИР
- Занятия по этим
темам могут проводиться в любом месте, в отдельном кабинете, на природе,
где угодно, так как никакого специального оборудования не нужно, все есть
в окружающей природе.
- (Например, берем
сухую веточку от дерева и переламываем ее. Сразу возникают вопросы,
которые требуют человеческой сообразительности, умения наблюдать,
замечать. Быть любознательным.
-
Почему если веточка слишком мала, то ее переломить трудно? (Проводим
аналогию: целую спичку переломить легко, переломить половинку спички –
труднее, переломить четвертинку – практически невозможно.) Ребята дают
свои ответы, если правильные и достаточно полные, то Магистр одобряет
ребенка: Молодец! Умница! Если ответ не совсем точный – он объясняет
явление сам, так, чтобы всем было понятно.
-
Почему во время переламывания мы слышим характерный звук.
-
Почему сырую веточку переломить невозможно?
- Что
вы наблюдаете когда изгибаете сырую веточку?)
На
занятиях этого типа можно использовать книжки Я. Перельмана (а так же мои
собственные). Из них зачитываем отдельные интересные вопросы или задачи,
обсуждаем возможные варианты ответов, а затем зачитываем ответ у автора книги.
Тема 2. Игры и не только…
По этой теме занятия тоже не требуют
какой-то особой подготовки, но нужны помощники (судьи). С ними обсуждаются
этапы игры, распределяются роли. Это готовится заранее.
Тема 3. «Делаем сами – своими руками».
-
Для занятий по этой теме нужно
помещение (кабинет, беседка, веранда) со столами и стульями. Необходимо
иметь канцелярские товары.
Тема 4. «Исследование явлений».
Для занятий по этой теме нужно помещение
(кабинет, беседка, веранда) со столами и стульями. Эта тема предполагает
исследовать какое-то физическое явление, провести ряд опытов и подробно
описать исследуемое явление. Написать «малую диссертацию», защитить ее
«публично» и получить диплом специалиста. (Например: эколога,
физика-ядерщика, гидролога, физика – оптика, электротехника, астронома и
т.д.) Диплом заверяется подписью директора и печатью учреждения. Ребята,
которым не нравится заниматься научными исследованиями, выпускают газету
(стенгазету), в которой «освещают ход научных исследований». Им выдается
диплом – журналиста.
Для исследований нужно простейшее
самодельное оборудование. Для оформления «малых диссертаций» желательно иметь
компьютеры, принтер, фотоаппарат. Работы выполняются малыми группами (3-5
человек).
Программа примерная, можно что-то прибавить, или наоборот –
убрать, в зависимости от обстоятельств, и интересов ребят.