Занимательная физика в вопросах и ответах.
Сайт  Елькина Виктора.
   Заслуженный учитель РФ.   Учитель-методист. 
     Занимательная физика   А знаете ли Вы?    Физика в походе    Биофизика   Биографии   Астрономия  
 Физика  и  поэзия    Физика и медицина    Народная мудрость     Необычные  явления
Физика и техника    Бочка Паскаля   Радиотехника для всех    Занимательные опыты
   Ссылки     Форум   Шаровая  молния   Сообразилки   Оптика   Старинные задачи

Астрономические  задачи.

   1. Космонавты, находясь вблизи одной из звёзд некоторого звёздного скопления, видят, что все другие звёзды скопления удаляются от них со скоростями, пропорциональными расстояниям до этих звёзд. Какую картину движения звёзд будут наблюдать космонавты, оказавшись вблизи какой-нибудь другой из звёзд этого скопления?
        Ответ. Скорость v2 любой из звёзд в системе отсчёта, связанной со звездой 2, равна v= v1u, где v1 – скорость этой звезды в системе отсчёта, связанной со звездой 1, а u – скорость второй звезды относительно первой (рис. 0.2). Так как эти скорости пропорциональны соответствующим радиус-векторам, то есть v1 = a r1 и u = a r12, то v2 = a r1–a r12= a r2. Это означает, что, оказавшись вблизи звезды 2, космонавты увидят такую же картину движения звёзд, что и вблизи звезды 1, – все звёзды удаляются со скоростями, пропорциональными расстояниям до этих звёзд.

2.  Космонавт, находящийся в открытом космосе, тянет за фал, привязанный к космической станции. Почему при этом станция не приобретает заметной скорости в направлении к космонавту?

Ответ. Массы космонавта и станции сильно отличаются друг от друга, а изменения скорости, приобретаемые в данном случае телами, обратно пропорциональны их массам.

3. Притяжение Луны Солнцем примерно в два раза больше, чем притяжение её Землей. Почему же Луна является спутником Земли, а не самостоятельной планетой?

Ответ. Ускорения, которые сообщает Земле и Луне Солнце, примерно одинаковы. Поэтому Земля и Луна образуют единую систему двух небесных тел, обращающихся вокруг общего центра масс, а центр масс системы Земля–Луна обращается вокруг Солнца.

4. В XVII в. в одной из книг была напечатана такая задача. Вокруг Земли построили мост, совершенно однородный по материалу на всем протяжении, равный по весу в любой части. Затем из-под моста удалили все опоры. Что произойдёт при этом? Обрушится ли мост? Можно ли будет воспользоваться им для практических целей?

Ответ. Теоретически мост будет держаться без опор, так как все его части притягиваются к центру Земли с одинаковой силой. Однако этим мостом нельзя будет воспользоваться. Достаточно сесть мухе на какое-нибудь место моста, чтобы равновесие нарушилось и мост упал.

5. Известно, что для запуска спутника к Луне он должен получить вторую космическую скорость. Однако теоретически это можно сделать в ракете, имеющей скорость автомашины. Как же это понимать?

Ответ. Совершить полёт вокруг Земли можно со скоростью, меньшей первой космической, если держать двигатели всё время включенными, например, на самолёте. Это же относится и к полёту на Луну. С выключенными двигателями можно достичь Луны только при условии, что у Земли корабль приобрёл вторую космическую скорость. Полет же с постоянно включенными двигателями позволяет долететь до Луны с любой скоростью. При этом ракета летит равномерно и прямолинейно. В ней нет ни перегрузки, ни невесомости. Во время полёта необходимо регулировать силу тяги так, чтобы сумма сил тяжести и тяги была равна нулю. При приближении к Луне придётся тормозить.

Назад 

     Занимательная физика   А знаете ли Вы?    Физика в походе    Биофизика   Биографии   Астрономия  
 Физика  и  поэзия    Физика и медицина    Народная мудрость     Необычные  явления
Физика и техника    Бочка Паскаля   Радиотехника для всех    Занимательные опыты
   Ссылки     Форум   Шаровая  молния   Сообразилки   Оптика   Старинные задачи



 

Hosted by uCoz