|
- В мире вечного
движенья, в превращениях вещества.
- Возникают на мгновенья все
живые существа.
- Но,
явившись на мгновенье, знать уж хочет
существо,
- В чем же вечное
движенье? Что такое вещество?
- Н.Морозов.
- СООБРАЗИЛКИ
- страничка для самых маленьких.
Задачи,
вопросы, опыты,
сказки
Экспериментальные
задания, экологические занятия в
детском саду.
Вопросы
Можно ли
обычным ртутным термометром измерить температуру одной капли горячей
воды? (Нет.)
Как измерить температуру муравья?
Ответ.
“Наловить” пол - стакана муравьев и опустить туда
термометр.
|
-
Легкая тележка с
подвешенным на нити шариком подъезжает к наклонной плоскости. (Смотри
рисунок). В какую сторону от вертикали отклонится нить с шариком, когда
тележка начнет въезжать на наклонную плоскость?
Ответ.
-
В какую сторону летит мяч, от точки А к точке Б или наоборот?
Ответ. От А к Б. |
Вовочкины задачи.
Ломаная лыжа.
Вовочка смотрел на лыжу, она была
сломана. Поверхность слома была неровной. "Почему ломаная лыжа
становится не прочной, даже если очень точно соединить место
разлома?- спросил он. Что ему ответить?
-
Сухарик.
Вовочка грыз сухарик, при этом закрывал рот ладонью.
-
Что, зуб
болит, - спросил друг. - Вовсе нет, – ответил Вовочка, - когда я
грызу сухарик, то слышу оглушительный шум, а когда ты грызешь
такой же сухарик, то никакого шума не производишь. Как ты
ухитряешься есть сухарик безшумно?
Что ответил друг?
-
-
Воздушный
шарик. Вовочка надул
воздушный шарик. Завязал его. Потер шарик о голову и, подбежав к
стене, прислонил. Он убрал руку, но шарик послушно висел на
вертикальной стене.
Почему шарик
"прилип" к стене?- спросил он.
Что ему
ответить?
-
-
Морская вода. Вовочка заметил, в разных местах моря вода
имела разные цвета. Почему на мелководье морская вода имеет
зеленый цвет, а на глубине голубой?
-
-
Ручеек.
Вовочка лежал на траве около ручейка вытекающего из водопада и
грелся на солнышке.
Ручеек приятно журчал. - Почему журчат ручейки, почему ревут
водопады?- думал он.
Что ему
ответить?
-
-
Мороженое.
Вовочка с другом купили по порции
мороженого и принесли его домой. Друг положил свое мороженое на
блюдце, а Вовочка подставил свое под
струю вентилятора.
Чьё мороженое дольше
не растает?
Ответ.
Догадайтесь...
-
Рука Будды,
(золотой статуи в древнегреческом хроме), которую целовали
прихожане, за десятки лет заметно похудела. Священники в
панике: Кто украл золото?
- Ответ.
Прихожане. Каждый из них, прикасаясь к статуе, уносил с
собой частички, состоящие из сотен и даже тысяч молекул
золота.
-
Можно ли вскипятить ведро воды на свечке?
-
Ответ.
Нет,
так как большая часть тепла будет уходить в окружающее
пространство?
-
Полный бидон с молоком весит
30 кг., а наполненный на половину 15,5 кг. Сколько весит
бидон?
(1 кг.)
-
Одна кастрюля вдвое выше другой, зато
вторая вдвое шире первой, в какую из них больше войдет
воды? (Ответ. В
широкую войдет вдвое больше.)
Экспериментальные задания
Поставьте
вертикально вверх указательный палец, и на фоне окна или предметов
за окном посмотрите на него то левым, то правым глазом. Что вы
увидели?
Ответ.
Палец виден на фоне окна или предметов за
окном в разных местах. Происходит это потому, что за ним наблюдают
как бы из разных точек пространства.
-
Пронаблюдайте и объясните появление пузырьков воздуха на поверхности куска
кирпича, угля и металлического предмета при погружении их в воду.
Оборудование:
стакан с водой, кусочек кирпича
(камень), угольный стержень от карандаша, металлический брусок.
Ответ.
Эти опыты доказывают наличие промежутков между частицами. В этих промежутках
находится воздух, который собирается в пузырьки.
Перед вами: ножницы, мясорубка, топор, лестница-стремянка, пила, болт, плоскогубцы, механическая дрель, устройство для зашторивания окон. Какие простые механизмы используются в этих устройствах?
|
-
Опыты
-
В трех колбах находятся равные объемы
пшеницы, бобов, гороха. Вопрос: при их высыпании, горка каких семян окажется выше, и почему?
- Ответ.
Горка из пшеницы будет выше, так как
семена имеют более шероховатую поверхность.
-
Перед вами несколько монет, кусочек пластилина. Что нужно сделать для
того, чтобы, не прикасаясь к монетам поднять их и положить на ладонь.
Обоснуйте вашу догадку, а затем подтвердите экспериментально.
-
Ответ.
Кусочком пластилина нужно коснуться
монеты, прижать его, и смело поднимать, за счет сил молекулярного притяжения
это сделать вполне возможно.
-
Маленькие исследования
-
Вы собрались в поход. Прихватите с собой линзу.
Проведите опыты...
-
- Вы
собрались на природу. Захватите с собой комнатный термометр. Измерьте им
температуру:
-
1.
У поверхности земли; на уровне верхушек трав
(15-20 см.); на высоте человеческого роста;
-
2.
Измерьте температуру вспаханной (рыхлой) и твердой,
светлой и темной почвы.
-
3.
Измерьте температуру на солнце и в тени.
-
4.
Измерьте температуру на поверхности песка.
Установите как изменяется температура по мере
погружения термометра в песок.
-
5.
Измерьте температуру в луже и водоеме (озере,
речке и т.п.).
- Сделайте выводы из наблюдений. Объясните
природу явлений.
|
ТЕСТЫ
-
На рисунке изображен след мальчика.
Как он двигался?-
- а) Вначале он шел, а затем побежал.
- б) Вначале он шел, потом остановился, а затем побежал дальше.
- в) Вначале он шел, затем остановился, а дальше стал прыгать на одной ноге.
- г) Вначале он бежал, затем перешел на шаг.
- Ответ.
В)
-
ОЛИМПИАДА
ЛОВКОСТЬ ДИДОНЫ.
- Об основании города Корфагена существует древнее предание. Дидона, дочь
тирского царя, потеряв мужа, убитого ее братом, бежала в Африку. Там она
купила у нумидийского царя столько земли, «сколько занимает воловья
шкура». Когда сделка состоялась, Дидона разрезала воловью шкуру на тонкие
ремешки и благодаря такой уловке охватила участок земли, достаточный для
сооружения крепости. Так, будто бы, возникла крепость Карфаген, а
впоследствии был построен и город. Попробуйте приблизительно определить,
какую площадь могла, согласно этому преданию, занять крепость, если
считать, что размер воловьей шкуры 4 кв. метра, а ширина ремешков, на
которые Дидона ее разрезала, 1 мм.
Ответ.
1 кв. км.
-
- Графическая задача
- Какое тело имело самую большую среднюю скорость?
|
Домашнее
задание.
-
Как, не выпуская
воздуха из детского шарика, сделать его объем меньше?
- Ответ.
Чтобы шарик «похудел», положите его в
холодильник.
На стекло, лежащее на
столе, поместите несколько капель воды. У вас образуется «лужица».
Придайте ей вытянутую форму. С одного края лужицы аккуратно положите
маленький кристаллик марганцовки (перманганата калия).
Пронаблюдайте, что будет происходить. Опишите явление.
Небольшой
деревянный брусок поместите в воду, густо покрашенную зеленкой. Через
некоторое время выньте брусок и расколите его пополам. Рассмотрите
окраску внутренней структуры древесины. Как объяснить наблюдаемое?
-
Оборудование.
Стакан с водой, медицинская «зеленка»,
деревянный брусок, пинцет.
-
Решение.
Вспомните явление диффузии. Кроме
того эффект проникновения «зеленки» в древесину дополняется
капиллярными явлениями вдоль волокон древесины.
|
|
|
|
|
- ... Но у меня есть милый друг,
- Особа юных лет.
- Ей служат сотни тысяч слуг,
- - И всем покоя нет!
-
- Она гоняет, как собак,
- В ненастье, дождь и тьму
-
- Пять тысяч Где,
- Семь тысяч Как,
- Сто тысяч Почему!
Р. Киплинг.
Кенгуру, стоящий на одной ноге, оказывает давление на пол. Что ему нужно сделать, чтобы уменьшить давление в 2 раза?
Как это по-русски… - Акустика (от греч. akustikos — слуховой).
- Алмаз - от греч. adamas -несокрушимый.
- Антенна - от лат. antenna - мачта, рей.
- Атмосфера - от греч. atomos - пар и sphaira - шар.
- Атом - от греч. atomos -невидимый.
- Бинокль - франц. binocle, от лат. bini - пара, два и ocilus - глаз.
- Вакуум - От лат. vacuum - пустота.
- Вечный двигатель (перпетум-мобиле) - лат. perpetuum mobile, букв.- вечно движущееся.
- Газ - от фр. gaz, греч. chaos - хаос.
- Гидравлика -от греч. hydor -вода и aulos - трубка.
- Гироскоп - от греч. gyros -круг, gyreuo -кружусь, вращаюсь и skopeo - смотрю, наблюдаю. (Пример -волчок.)
- Гравитация. Латинское слово «gravitas» означает «тяжесть».
- Градус - от лат. gradus - шаг, ступень, степень.
- Грамм - франц. gramme, от лат. и греч. gramma - мелкая мера веса.
- Деформация - от лат. deformatio - искажение.
- Динамика - от греч. dynamis - сила.
- Диффузия - от лат. diffusio - распространение, растекание.
- Импульс - от лат. impulsus - удар, толчок.
- Инерция - от лат. inertia -бездействие.
- Инфразвук - от лат. infra -ниже, под.
- Ион - от греч. ion - идущий. (Электрически заряженная частица.)
- Калория - от лат. color - тепло. (Единица измерения количества теплоты.)
- Кандела - от лат candela - свеча. (Единица измерения силы света.)
- Конвекция - от лат. convectio- принесение, доставка.
- Конденсация - от лат. condensatio - уплотнение, сгущение. (Переход в-ва из газообразного состояния в жидкое.)
- Кристаллы - от греч. krystallos, первоначальное значение - лёд.)
- Линза - от лат. lens - чечевица.
- Люкс - от лат. lux - свет. (Единица измерения освещённости)
- Мембрана - от лат. membrana - кожица, перепонка.
- Металл - от греч. metall, первоначально - шахта руда, копи.
- Механика - от греч. mechanike (techne) - наука о машинах, искусство построения машин.
- Микро - от греч. mikros -малый.
- Микрофон - от греч.mikros - малый и phone - звук.
- Молекула - от лат. molecula, уменшит, от лат. moles - масса.
- Окуляр - от лат. oculus - глаз.(Обращенная к глазу наблюдателя часть оптической системы, зрительной трубы, бинокля, микроскопа и т.д.)
- Оптика - от греч. optos -видимый, зримый.
- Осциллятор - от лат. oscillo -качаюсь, (физическая система, совершающая колебания.)
- Радио - от лат. radio - излучаю.
- Резонанс - франц. resonance, от лат. resono -звучу в ответ, откликаюсь.
- Секунда - от лат.secunda divisio - второе деление.
- Сифон - от греч. - siphon -трубка, насос.
- Статика - от греч. statike - учение о весе, о равновесии.
- Стереоскоп - от греч. stereos - телесный, объемный и skopeo - смотрю, наблюдаю.
- Сублимация - от лат. sublimo - высоко поднимаю, возношу. (Переход вещества из кристаллического состояния в газообразное, минуя жидкое.)
- Температура - от лат. temperatura - надлежащее смешение, нормальное состояние.
- Термометр - от греч. therme - тепло и metreo - измеряю.
- Термостат - от греч. therme - тепло и statos - стоящий, неподвижный. (Прибор для поддержания постоянной температуры.)
- Ферриты - от лат. ferrum - железо, (Химические соединения окиси железа.)
- Физика – От греч. physis «природа».
- Фокус - от лат. focus - очаг, огонь. (В оптике, точка, в которой пересекаются световые, тепловые лучи.)
- Фотон - от греч. phos - род, падеж photos - свет. Элементарная частица - квант света.
- Энергия - от греч. energeia - действие, деятельность.
- У футболистов и бегунов вместо кед на ногах тапки - шиповки.
- Что это дает?
- Что произойдет с охотником после выстрела?
- Блицтурнир
- 1. За чем вода в стакане?
- 2. Будильник в средневековье.
- 3. По чему лампа вкручивается?
- 4. Ледяная корка на дороге.
- 5. Бумажный летательный
- аппарат.
- 6. Его задача – просто вертеться. 7.Кому на кухне постоянно
- отворачивают голову?
- 8. Прибор для получения
- капель жидкости - это ...
- 9. - 4,5 км по-французски - это ...
- 10. Любой предмет, изучаемый в
- физике.
- Ответ
|