|
Задачи академика П.Л.Капицы
1. По какой
траектории должен лететь самолет для того, чтобы можно
было воспроизвести невесомость? Как долго можно воспроизвести невесомость?
2. У автомобиля, участвующего в гонке, лопается
шина. С какой скоростью должен ехать автомобиль чтобы шина не сминалась? 3. Во сколько раз можно увеличить высоту
прыжка акробата однократным применением трамплина? 4. Эквилибрист весом
5. Объясните, почему человек может бежать по очень тонкому льду и не может стоять на нем, не проваливаясь?
7. Оцените порядок скорости, с которой человек должен бежать по воде, чтобы не тонуть.
8. Космический корабль летит от Земли к
Марсу. Половина поверхности корабля зачернена и
полностью поглощает излучение от Солнца, другая
половина, полированная, металлическая, полностью отражает излучение от
Солнца. Изучить, как будет влиять световое
давление на поступательное и вращательное движение
корабля. Количественно оценить величину эффекта для
корабля-шара весом 5 т и диаметром 300 см.
9. Определить искажение поверхности жидкости, производимое силой тяготения шара. Разобрать возможность экспериментального наблюдения этого эффекта для определения постоянной тяготения.
10. Объясните, почему, когда камень или капля дождя падают в воду, брызги летят вверх. От чего больше зависит высота полета брызг: от размеров камня или от скорости его падения? Какова максимальная высота полета брызг?
11. Почему жидкий азот можно лить на руку, не" боясь «ожога»?
12. Определите предел радиуса слышимости разговора на открытом воздухе.
13. В прежние времена у сторожей, чтобы
злоумышленники знали, что они не спят, были колотушки, которые состояли из дощечки, на одном конце которой была
рукоятка, на другом на бечевке длиной / висел шарик
массой т
(см. рисунок). Определить, при каком
движении рукоятки колотушки шарик будет стучать с периодом
Т.
14. Объясните
, почему бывали случаи, когда во время выстрела из артиллерийского орудия целиком отлетал передний конец дула.15. Какие
движения должен совершать человек, чтобы вертеть на туловище обруч?16. Перечислите
факторы, которые сказываются на точности хода карманных часов. Оцените относительные значения этих факторов.17. Поверхность реки образует наклонную плоскость. Может ли тело свободно плыть по реке со скоростью, превышающей максимальную скорость течения?
18. Самолет летит со скоростью, близкой к звуковой; благодаря трению о воздух фюзеляж нагревается. Оценить предельно возможную температуру нагревания поверхности самолета.
19. Изолированный медный шарик заданного радиуса, покрытый известным количеством полония, помещён в вакуум. Благодаря вылету а-частиц он приобретает заряд. Определить нарастание потенциала со временем и его предельное значение.
20. Почему для получения больших мощностей на практике пользуются электромагнитными, а не электрофорными машинами?
21. Через тонкую проволочку диаметром
А пропускают импульс тока силой /. Через время I проволочка разрушится. Вычислить магнитное поле и оценить, какое наибольшее магнитное поле можно получить таким образом и чему равно время его существования.22.
Громоотвод соединен с землей через круглую медную
трубку диаметром 2 см и толщиной стенки 2 мм.
После удара молнии трубка превратилась в круглый
стержень. Объясните это явление и оцените силу тока
грозового разряда.
23. Разберите, чем точнее можно мерить магнитное поле: баллистическим гальванометром или флюксметром?
24. Почему при разрыве тока в первичной цепи трансформатора во вторичной не получается перенапряжения, в то время как в индукционной спирали оно возникает?
25. Предлагается
магнитная пушка, работающая по следующему
принципу. Недалеко от соленоида, по его оси,
помещается цилиндр (снаряд). Внезапно по соленоиду пускают ток. Когда,
втягиваясь, цилиндр достигает середины соленоида,
ток автоматически выключается.
Оцените практически осуществимую в такой пушке начальную скорость снаряда.
Оцените необходимую мощность генератора.
26. Опишите отражение белого света от боковой стороны мыльного пузыря в зависимости от его размеров и толщины пленки.
Источник. Эксперимент теория практика. Капица, П.Л. -М.: Наука. 1981. с. 241.