-
-
Термен был коренным петербуржцем. Он
родился в самом конце прошлого века. Как и многие великие люди,
учась, разбрасывался необычайно. Изучал физику и астрономию в
Петербургском университете, радиофизику - в Политехническом, а
вдобавок учился по классу виолончели в Петербургской консерватории.
-
Для Термена было большой удачей, что он
в 1920 году попал в Петроградский физико-технический институт к
профессору А. Ф. Иоффе. Абрам Фёдорович задавал ему лишь очень
трудные, « невыполнимые» задачи. Во время одного из опытов Термен
заметил, что собранный им прибор звучит, когда к нему приближается
рука! Недолгая тренировка, и от движения рук Термена из прибора
полились « Элегия» Массне и « Ноктюрн» Шопена.
-
Изобретение называлось по-инженерному
сухо: «Музыкальный прибор с катодными лампами». Но вскоре кто-то дал
удивительному аппарату новое название—терменвокс, то есть «голос
Термена».
-
И в самом деле, терменвокс был чудом. Он
имел вид небольшого ящика с короткой никелированной антенной.
Исполнитель, подойдя к терменвоксу, начинал водить руками, напоминая
пассы дирижёра. И рождалась музыка!
-
В марте 1922 года изобретателя
пригласили в Кремль продемонстрировать его аппараты
-
В. И. Ленину.
-
«Я
исполнил «Этюд» Скрябина, «Лебедя» Сен-Санса и «Жаворонка» Глинки, -
вспоминал Термен.- Затем Владимир Ильич захотел сам исполнить что –
нибудь на терменвоксе. Я взял его руки в свои и показал, как это
делать. У Владимира Ильича оказался замечательный слух, и он быстро
освоился с инструментом».
-
В 20-е годы Термен работал и над другой
исключительно важной проблемой- передачей изображения на расстояние.
(Всего было создано 4 варианта установки. Четвёртый вариант был
самым лучшим. Он превосходил своих зарубежных аналогов, так как
число строк в установке Термена было более 100,а размер экрана был
огромным. Число строк зарубежных установок было не более 35,а размер
экрана был не больше спичечного коробка.)
-
В 1927 году в Германии, во
Франкфурте-на-Майне, должна была состояться музыкальная выставка,
куда направилась и наша делегация. Уехал и Термен.
-
А дальше путь Термена лежал за океан, в
США.
-
По своему ли желанию или нет -
неизвестно, но в 1937 году Термен возвратился на Родину.
-
В августе 1939 года Особое Совещание при
НКВД приговорило Термена к заключению в лагере на 8 лет. Фактически
же неволя для него продолжалась два десятилетия!
-
Он выжил лишь потому, что его
талантливая голова понадобилась-таки власть имущим. Он опять
оказался в Москве, в «шарашке», закрытом КБ, возглавляемом
авиаконструктором А. Н. Туполевым, тоже заключённым. Термен стал
заниматься радиооборудованием самолётов. В 1947 году Лев Сергеевич
был, наконец, освобождён из заключения, но полную реабилитацию
получил лишь 11 лет спустя.
-
Термен вышел на свободу уже совершенно
забытым в своей стране. Многие документы, свидетельствовавшие о его
научных заслугах, исчезли или осели в секретных архивах.
-
Даже в послесталинскую эпоху официальные
круги относились к электронной музыке с подозрением, как к
«буржуазному искусству». Руководство Московской консерватории, в
которой Термен работал в акустической лаборатории, постарались от
него избавиться. Термену удалось устроиться на «рабочую сетку»
радиомехаником. Ему было уже далеко за 70, но он трудился неутомимо
- по 10-12 часов в сутки.
-
Прошло ещё несколько лет, электронная
музыка стала привычной. Термен смог снова побывать за границей на
международных фестивалях и конференциях.
-
Лев Сергеевич Термен умер 4 ноября 1993
года на 98 году жизни. Завершился его большой, трагический и
таинственный путь.