Можно с горечью констатировать,
что прошли те времена, когда физика была престижным
занятием и, по выражению одного из героев популярного
фильма, «матери отдавали
своих дочерей за физиков, даже не спрашивая об их зарплате».
В то же время
объективная потребность общества в физиках нисколько
не уменьшилась, поскольку физика остается определяющим
эвеном в развитии
научно-технического прогресса. Глубоко заблуждаются
те, кто считает, что в
ближайшее время
прогресс будет
обусловлен развитием информационных
технологий. Как было убедительно
показано в
лекциях, прочитанных
крупнейшими учеными на
Международном
симпозиуме «Наука и общество»
(Санкт-Петербург, 12—14
марта 2005 г.),
прогресс в области информационных
технологий ограничивается
достижениями
физики.
Физика — очень сложная
наука. По оценке профессора В.Г.Парфенова, каждый
год среди выпускников петербургских
средних школ
насчитывается примерно 200 человек, по-настоящему
способных получить высшее
физическое
образование, чтобы в дальнейшем
сделать современную
физику своей
профессией и влиться в ряды активных
созидателей научного
прогресса. Однако
опыт последних лет показывает, что
значительная часть этих
способных к физике
людей выбирает другой жизненный
путь (прежде
всего информатику), на котором они способны добиться
быстрого материального
успеха, в отличие от физики, где путь к нему долог
и не всегда гарантирован.
Таким образом, уже
на выходе из школы
молодые люди сворачивают с предначертанного
им пути и нарушают, если
можно так сказать,
интеллектуальное
равновесие в обществе.
Это, безусловно,
ведет к деградации отечественной науки.
Ясно, что одна из
важнейших задач школы сегодня — добиться, чтобы ее выпускник, способный заниматься
физикой, отправился за высшим образованием
на факультет с
физической
специализацией. Вряд ли эта задача
может быть решена полностью, но делать попытки надо,
и немаловажную роль
здесь может и
должен сыграть
Учитель физики.
Полностью разделяю точку зрения
А.Р.Зильбермана, что
бесполезно учить
учителей тому, как следует учить. Каждый из них будет
обучать своих учеников в соответствии со своим пониманием предмета и своим вкусом
(Летняя школа фонда «Династия», Москва, 24-28 августа 2004
г.) Мне кажется, учебный процесс должен
быть организован таким
образом, чтобы
школьник понял: хотя до высоких
оценок и широкого
признания научных
результатов путь
очень далекий, но путь
этот хорош сам по
себе, что по этой дороге интересно идти.
Отсюда
следует единственное
требование: учить
так, чтобы школьнику было
интересно не только
решить задачу, но
и решать ее,
Поощрять следует
не только правильный ответ, но и любые шаги в
правильном направлении. В ученике все время должно жить
ощущение достижимости
успеха.
Не следует перегружать
ребят запредельно
сложными задачами, что во
многих детях развивает
комплекс неполноценности.
В то же время
задачи не должны
быть
стандартными, каждая
из них по возможности должна быть маленьким
исследованием, доступным школьнику. К счастью, в таких задачах
нет недостатка — читайте журнал
«Квант».
Наконец, надо
попытаться выработать в
учащихся чувство принадлежности физиков к
интеллектуальной элите. Но ведь и действительно — не в одних
деньгах счастье! Здесь должны помочь
средства массовой
информации и фонды.
Надо чаще показывать по телевизору школьников,
добившихся успехов на олимпиадах и конкурсах, писать о них,
награждать дипломами, медалями, стипендиями, грантами — все это
для детей чрезвычайно
важно. Они должны почувствовать, что со своим
талантом нужны
обществу не только в качестве высокооплачиваемых программистов чужих
идей, но и как интеллектуалы, генерирующие идеи
собственные.