|
Как ребенок рисует человечка?
Как правило, дети начинают рисовать человеческую фигуру в возрасте 3—4 лет, причем очень часто прикрепляют конечности непосредственно к голове, игнорируя туловище. Интересно, что эту ошибку они совершают и тогда, когда составляют фигурку из уже имеющихся частей. Связаны ли эти ошибки с невнимательным восприятием или с непониманием значения отдельных частей тела?
Американские психологи У. Бриттен и Ю. Чен (W. 3rittain, Yu.Chien; Корнуэллский университет, Итака, штат Нью-Йорк) просили детей 3 - 4 лет, во-первых, нарисовать человечка или составить фигурку из готовых бумажных частей (2 руки,2 ноги, голова, туловище), во-вторых, назвать эти части (либо самостоятельно, либо при подсказке экспериментатора). Как ипредполагалось, с наибольшим затруднением дети называли туловище, и именно оно часто «забывалось» при воспроизведении.
Таким образом, умение рисовать туловище и
включать его при составлении человечка
из частей связано с умением его назвать: почти все
дети, затруднявшиеся назвать туловище, нарисовали «головоногого
человечка». Однако из тех, кто правильно назвал
туловище (даже без подсказки), далеко не все включили его
в рисунок и в собираемую фигурку. По-видимому, понимание
значения части тела — условие хотя и необходимое, но не
достаточное для ее обязательного графического
изображения.
Этот результат показывает, что уже в раннем возрасте ребенок,
воспринимая какой-либо объект, не просто копирует
его части, а руководствуется определенным
пониманием этого объекта, понятийным представлением о нем.
Perceptual and Motor Skills, 1983, v. 57, № 1, p. 19—24 (США).
Источник. ж. Природа. 7,84.