|
Эти строки взяты из знаменитой “Песни о Гайавате”, написанной Г. Лонгфелло на основе легенд северо-американских индейцев. С радугой всегда связывалось ощущение радости и освобождения, “Блещет солнышко на кровле, радуга отводит бурю”,— читаем мы в эстонском эпосе “Кале-випоэг”. По библейской легенде, бог Яхве после всемирного потопа повесил на небе радугу в знак того, что он больше не станет так жестоко карать людей: “Я полагаю радугу мою в облаке, чтобы она была знамением вечного согласия между мною и между землею”. В древнеиндийском эпосе “Рамаяна” встречается “лук семицветный Громовника”. Громовник — он же громовержец — это царь богов Индра, а его “семицветный лук”—это радуга. Такой же смысл приписывали радуге и древние арабы; они считали ее луком бога света Кузаха. После победы над силами тьмы, не пускавшими солнце на небо, Кузах вешал радугу-лук на облака. У славянских народов радуга, появлявшаяся на небе после благодатного дождя, олицетворяла победу бога-громовержца Перуна, поразившего молниями духа зла.
Радуга — добрая предвестница. Если она появилась, значит, проглянуло солнце; напоивший посевы дождь, сделав доброе дело, теперь окончится, настанет хорошая погода. Слово “радуга” содержит старославянский корень “радь”, что означает “веселый”. В старославянском языке есть наречие “радоштами”, означающее “радостно”. И в наши дни в некоторых местностях на Украине радугу называют “веселкой”. А многие люди “расшифровывают” слово “радуга” как “райская дуга”. Вспомним следующие строки из “Дон-Жуана” Дж. Байрона:
Поэты неоднократно обращались к радуге. Ощущение радости, вызываемое радугой, хорошо передано, например, в следующем стихотворении Гёте. Поэт любуется радугой, возникшей на фоне струй водопада, и сравнивает красочность человеческой жизни с красочностью радуг
Конечно, не только о хорошей погоде думали люди, любуясь радугой. С радугой издавна связывались представления о благополучии, о счастье. Существовало поверье, будто в том месте, где радуга как бы уходит одним из своих концов в землю, можно, откопать горшок с золотом. А чтобы до окончания жизни быть счастливым и удачливым во всех делах, достаточно хотя бы раз пройти под радугой босиком. Жаль вот только, что никому еще не удавалось пройти под радугой, никто не смог подойти к ее основанию. Восхищаясь “жемчужным, разноцветным мостом”, Ф. Шиллер с грустью замечает:
Радуга глазами внимательного наблюдателя.
Издавна заметили, что радуга наблюдается, только когда выглянуло из-за туч солнце и только в стороне, противоположной солнцу. Если встать лицом к солнцу, то радуги не увидеть. Надо, чтобы солнце было сзади (помните у Гёте: “К тебе я, солнце, обращусь спиною...”). Радуга возникает, когда солнце освещает завесу дождя. Можно наблюдать также и близкую радугу, возникающую на фоне струй водопада или фонтана.
По мере того как дождь стихает, а затем прекращается, радуга блекнет и постепенно исчезает. Помните у Тютчева, писавшего о “радужном виденье”: “Смотри — оно уж побледнело,— еще минута, две...”. Или у Шиллера, писавшего о “жемчужном мосте”: “С своим потоком он родится и вместе исчезает с ним”.
Сколько у радуги цветов?
Обычно говорят о семи--цветах, чередующихся в следующем порядке: красный (внешний край радуги), оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый (внутренний край радуги, обращенный к земной поверхности).Источник. Тарасов Л. В. "Физика в природе". М.: Просвещение. 1987.