1. Перед "фокусником" на столе стоят два
стакана с жидкостями. Он спрашивает: "Какая температура жидкости
в стаканах, если они больше суток стояли в помещении?"
Зрители дружно отвечают:
"Одинаковая".
"Сейчас проверим, " - говорит
он и опускает в стаканы термометры. Спустя некоторое время он показывает
термометры зрителям, не вынимая их из стаканов. Зрители убеждаются в
правоте своих размышлений.
"Фокусник" ставит стаканы на
стол, вынимает термометры и размахивая ими объясняет: " Лучше показания
рассматривать когда термометры вынуты из жидкости". Зрители, рассматривая
показания термометров, видят, что их показания разные.
В чем секрет фокуса?
Ответ
- отгадка. В
стаканах разные жидкости: спирт и вода. Спирт, более интенсивно испаряется
с поверхности термометра, понижая его температуру.
2. На столе находится солонка,
сосуд с водой, стакан, термометр, чайная ложка. Налить
полстакана воды, насыпать ложку соли, тщательно перемешать и измерить
температуру воды, записать показания термометра. Просите зрителей
повторить опыт. Они делают то же самое, но у них показания термометра
значительно ниже. Почему так получается?
Ответ
- отгадка.
В солонку с одного края насыпать обычную соль,
а с другого- гипосульфит (или истолченную таблетку перекиси водорода).
При растворении гипосульфита температура раствора значительно
понижается, т.к. на разрушение кристаллов затрачивается энергия.
3. На спинку стула положите
деревянную линейку так, чтобы она была в равновесии и неподвижна.
Стеклянную бутылку, тщательно протрите тряпочкой и поднесите к линейке,
не прикасаясь. Линейка выходит из состояния покоя и падает.
Ответ
- отгадка.
Протирая бутылку,
электризуем ее трением, а она путем индукции - линейку. Происходит
взаимодействие заряженных тел.
Елькин В. И.
Оригинальные уроки физики и приемы обучения.
М.: Школа-Пресс. -2001. (Библиотека журнала "Физика в школе".
Выпуск 24. Книга 2.)