Бессмысленная тряска, или вибрация - враг машин и
человека.
В природе, в повседневной жизни, куда ни кинь взгляд, на что не
обрати внимание - всюду можно заметить какое-нибудь периодическое движение,
попеременную смену состояний. Морские приливы и отливы - колебания. Листья на
деревьях колеблются под порывами ветра. Смена дня и ночи и т.д. и т.п. А в
технике, любая машина при работе колеблется - вибрирует, проще говоря, трясется.
И в самом деле, разве для того люди придумали автомобили, чтобы трястись
в них? Нет, трястись можно и в телеге, и в дилижансе, и в современном
автомобиле, особенно но неровной дороге. Если дорога хорошая, то при малой
скорости и тряска будет небольшой. Если бы дело касалось только в неудобства
для путешественников, тряску можно было бы и стерпеть. Однако последствия
вибрации гораздо опаснее. Она может привести к разрушению как отдельных
деталей так и всего механизма в целом. С вибрацией ученые научились, в той
или иной мере бороться, так используя вагонные рессоры, вагон хоть и
раскачивается, но плавно, и автомобильная подвеска, благодаря которой
автомашина хоть и трясется при езде, но водитель и пассажиры не стукаются то
и дело головой о крышу. Пока науке неизвестны способы позволяющие
окончательно и бесповоротно ликвидировать вибрацию.
А как вибрация влияет на человека?
От вибрации ухудшается острота зрения, человек с усилием
начинает различать цвета. Снижается координация движений,
так у шоферов через несколько часов работы она уже не та, что в
начале рабочего дня. Память ослабевает, возрастает время
необходимое для принятия решений. Короче говоря, работоспособность
человека за рулем, у станка, у пульта управления тепловозом или
теплоходом постепенно снижается. Если врачи не примут своевременных
мер, у водителя, станочника, летчика, оператора
могут даже
возникнуть заболевания нервной системы.
Литература.
Кривич М. "Машины учатся ходить". М.: Детская литература,1988.