|
ПОСЛЕ УРОКОВ
Игра "Устами младенца"
Название игры «Устами младенца" происходит от одноименной телевизионной игры, где очаровательные младенцы рассуждают о различных понятиях, не называя их. Своеобразная постановка вопросов вызывает большой интерес у всех учащихся. Поэтому я и использую эту игру; стараюсь проводить ее ближе к концу четверти, когда ребята уже устали от учебы. Первый раз организую ее в VII классе после изучения темы «Взаимодействие тел». Для этого использую первые шесть приводимых далее вопросов
Ход игры. Вначале читаю вопрос. Если на него не поступает ответ, даю подсказку. В случае затруднений даю еще одну. Должен отметить, что подсказки есть у нас не ко всем вопросам; иногда их две, иногда — одна. Ученики, знающие ответ, понимают руки и одновременно пишут ответ на листочке. Учитель подходит к каждому и отмечает в своем «табеле» авторов правильных ответов. Затем читает первую подсказку. Догадавшиеся ученики поднимают руки, учитель отмечает их и т.д. Те, кто сразу дал верный ответ, получают заранее объявленное высшее число баллов, кто после первой подсказки, на один балл меньше, кто после второй подсказки — на 2 меньше. Иногда я провожу эту игру на уроке и за участие в игре выставляю «оценки», учитывая число набранных баллов.
Привожу подобранные мною вопросы. Их число для каждой игры определяю, сообразуясь с обстановкой.
Она имеется у всех. Если
человека долго не кормить, то она уменьшается.
Ее весь день определяют
продавцы. Это величина
скалярная, а не векторная.
Ответ.
Масса.
Говорят, что оно течет, как река, только водном направлении. И хотя иногда и некоторых реках, например в устье Амазонки, при приливе вода течет вспять, затопляя берега, оно не повернется назад никогда, и нас это очень огорчает.
Подсказка 1. Его можно вернуть назад только в сказках. Ответ. Время.
Ее у нас нет, когда мы спим, нет на большинстве уроков, но она есть на перемене и на уроках физкультуры,
Подсказка 1. У птиц она больше, чем у человека, еще больше у ракеты. Ее начинают изучать еще в младших классах на уроках математики.
Ответ. Скорость.
Она имеется у всех здоровых людей, У мужчин её больше, у женщин и детей меньше. Ее совсем мало у больных. Она не вещь и не сохраняется.
Подсказка 1. Эта величина— векторная.
Подсказка 2. «Давай поборемся», - говорят те, у кого ее много.
Ответ. Сила.
У всех физических тел. сделанных изданного вещества, она одинакова. Она не связана с движением тела.
Подсказка 1. У алюминиевой ложки и у алюминиевой кружки она одна и та же.
Подсказка 2. Эта величина — скалярная. Изучается в VII классе.
Ответ. Плотность.
Если мы ныряем в воду на большую глубину, то из-за него чувствуем себя плохо. Его много под основанием высокой стены,
Подсказка 1. Оно не влияет на наше самочувствие, когда мы стоим рядом с этой высокой стеной.
Ответ. Давление.
Если посмотреть с нее на Землю сверху, то некоторым становится страшно. Ее можно измерить прибором.
Подсказка 1. Этот прибор имеется на самолете.
Подсказка 2. Его (прибор) называют альтиметром.
Ответ. Высота.
Оно изменяется с изменением погоды. Если оно мало, то большинство больных пожилых людей чувствует себя плохо; если же оно очень-очень мало, то из носа может пойти кровь.
Подсказка 1. Прибор для его измерения используют на уроках географии и физики.
Ответ. Атмосферное давление.
Она большая у полных и высоких людей, малая — у худых и маленьких. Но у всех она направлена в одну точку.
Подсказка 1, Эта величина — векторная. А точка находится в центре Земли.
Ответ. Сила тяжести.
Она сохраняется неизменной, если кастрюльку со свежесваренной картошкой укутать одеялом или шубой.
Подсказка 1. У всех здоровых людей она почти одинакова.
Ответ. Температура.
Она имеется у всех. Уменьшается при работе. Если вы съедите "Сникерс", она у вас прибавится. Весами и линейкой ее не измерить.
Подсказка I. От одинаковых "Сникерсов" она прибавится у всех одинаково: и у высоких людей, и у маленьких, и у девочек, и у мальчиков.
Подсказка 2. А если вместо "Сникерса" съесть картошку, то прибавка будет меньше.
Ответ. Энергия.
Она — очень важная «штука». Она больше у больших машин, имеется и у человека. При длительной работе у людей она становится меньше, а у машин не меняется.
Подсказка I. У всех машин одной модели она одинакова при одинаковых условиях работы.
Ответ. Мощность.
Из-за этого типа сплошь и рядом нарушается закон сохранения механической энергии.
Подсказка I. Его часто ругают.
Подсказка 2. Но часто и благодарят.
Подсказка 3. Без него мы даже сдвинуться с места не можем.
Ответ. Трение.
Это то, что имеется у «снарядов» духового ружья и рогатки, готовых выстрелить.
Подсказка 1. У сжатой пружины и тела, поднятого над землей, она называется одинаково.
Подсказка 2. У летящей пули она называется по другому.
Ответ. Потенциальная энергия.
Это — очень важный закон. Он выполняется даже тогда, когда действует сила трения.
Подсказка /. Этот закон пока ни разу не нарушался.
Подсказка 2. Нарушается он лишь в сказках.
Подсказка 3. Многие в прошлом веке думали, что его можно «обойти», и поэтому пытались построить очень привлекательные устройства. А некоторые недоучки строят их и в наше время.
Ответ. Закон сохранения и превращения энергии.
Если поднимает ведро с водой на второй этаж худенький мальчик, он больше, а если то же самое проделает высокий и толстый дядя, он меньше.
Подсказка 1. Если есть трение, он тоже меньше.
Подсказка 2. Его стараются увеличить при конструировании новых машин, но у него есть предел.
Подсказка 3. Он намного больше у простых механизмов, чем у тепловых двигателей, например у карбюраторного двигателя.
Ответ КПД.
Источник. ж. "Физика в школе", №5. 2001. с.56.