|
Томас Юнг.
Механика
Прежде всего мы обязаны Т. Юнгу введением в науку термина «энергия». Под энергией он понимал величину, пропорциональную массе и квадрату скорости движущегося тела, и предложил применять этот термин взамен неудачного двусмысленного термина «живая сила».
Ученый занимался теорией упругости. К этим вопросам внимание Т. Юнга было привлечено нуждами практики: строительством мостов и кораблей. Общепризнанный авторитет в области теории сопротивления материалов наш соотечественник С. П. Тимошенко так оценивает эти труды: «...глава из второго тома «Натуральной философии» (Юнга), посвященная механике материалов, заключает в себе правильно обоснованные решения для ряда серьезных проблем сопротивления материалов, совершенно новых во времена Юнга»
Анализируя указанные проблемы, Т. Юнг ввел понятие о модуле упругости, носящем ныне его имя — «модуль Юнга». Правда, он определял этот модуль несколько иначе, чем это делается сейчас. Ученый проводил глубокий анализ различных типов деформаций брусьев, стержней, труб, балок и колец. Однако эта работа не получила должной оценки среди инженеров того времени и была забыта. Например, факт, что дополнительное сопротивление пропорционально кубу угла закручивания круглых стержней и труб, был заново открыт только в 1939 г., причем оказалось, что соображения Юнга были совершенно верными.
Т. Юнг первый заложил основы современного научного расчета кораблей, предложив рассматривать судно как своеобразную нагруженную балку. Эта идея оказалась необычайно плодотворной в XX в.; особенно широко ею пользовались русские кораблестроители — академик А. Н. Коылов и др.
Т. Юнг обратил внимание на границы применимости закона Гука и занялся анализом остаточных деформаций и разрушающих усилий. Интересно отметить, что этими вопросами наука активно занимается и по сей день.
Источник. ж. Физика в школе. №3, 1973. с.16. Фабрикант В.А.