- 0.
Де Будри и его класс
-
-
- С этой четверти, - объявил классный де Будри перед
большой
- переменой,
- в Лицее вводятся педагогические тесты. Буду регулярно измерять
ваши знания и умения.
-
- Тесты, - блеснул познаниями Француз, - это
мини-задачники, где все задачи не противные, а с ответами.
-
- И ответы, - перебил его Дельвиг, - не невесть где, а
прямо под вопросами. Как раз по мне.
-
- В тесте каждое задание кончается шлейфом ответов, и
надо выбрать из них самый правильный, - дополнил совершенный
Олосинька.
-
- Будем учиться выбирать, - резюмировал Француз, - как
витязи на
- распутьях.
-
- А на пятерку нагадать не сложней, чем 5 из 36 или 6 из 49? -
попытался
выведать Дельвиг.
-
- Тесты, - возмутился Олосинька, - не лотерея! Тут
надо вспоминать,
-
анализировать и синтезировать. Я читал, даже дельфины умудряются
выполнять 80 процентов тестовых заданий.
-
- Смотря для какого класса, - обиделся Дельвиг, - и на
синтез чего из чего...
-
- А тех, кто вдруг на 100 процентов правильно ответит,
- закинул удочку Француз, - переведут в камер-пажи?
-
- Не волнуйтесь, - успокоил класс де Будри, - никого я
никуда не отдам. Кого начал осенью учить, всех тех весной и кончу!
-
Совершеннейший Олосинька захохотал, отложив
"Жестокосердую газету", Француз довольно хмыкнул, а Дельвиг,
отсмеявшись за компанию, принялся неспешно переваривать бонмо.
-
- Тесты будут показывать мне и вам, - успел
проговорить до звонка де Будри, -
где у кого какие пробелы и что кому надо исправить. И начнем мы именно с
таких, о каких вы наслышаны, с предлагаемыми на выбор ответами. А
с другими формами заданий познакомимся позже.
-
-
-
1. Как Олосиньку феноменальная память
подвела
-
-
В один из первых тестов де Будри включил такое
задание:
-
-
Пушкин шел к рынку стандартным шагом, Пущин делал шаги
на 13 процентов короче, зато семенил на 13 процентов чаще, а у
Кюхельбекера шаг на 13 процентов длиннее стандартного, но шагал
он на 13 процентов реже, чем Пушкин. Со всей возможной
определенностью и ничего не домысливая, укажите, кто первым дойдет
до рынка: 1) Пушкин; 2) Пущин; 3) Кюхельбекер; 4) Пущин и
Кюхельбекер; 5) тот, кого никто не опередит.
-
-
По начальной фразе Олосинька мигом припомнил, что
подобную задачку решали на физике, когда проходили движение из
пункта А в пункт Б с постоянной скоростью.
-
- Очевидно, - подсказала услужливо память, - три
математические точки отправились из пункта А одновременно и
движутся по общей линии без ускорения. Поэтому при выборе ответа
надо сравнить
-
-
(100 + 13) * (100 -
13) = 100*100 - 13*13
- и
-
100*100.
-
-
И Олосинька, не утрудившись дочитать условие и
просмотреть все
- ответы,
остановился на самом первом.
-
А вы бы как ответили?
-
-
2. Как Француза чувство юмора выручало
-
-
Француз однажды дважды прогулял праздничную культуру,
а как надумал посетить, попал прямехонько на тест. Начинался тест
с задания на
-
государственные праздники США.
-
-
День рождения Джорджа Вашингтона
отмечается:
-
а) 1 января;
-
б) в третий понедельник
февраля;
-
в) 4 июля.
-
-
- Тому Сойеру, - шепнуло чувство юмора Французу, -
пришлось бы
кюхельбекерно, когда бы отмечали по два праздника в один и тот же день, как
в (а), на Новый год.
-
А ответ (б) так прогульщика рассмешил, что он, обычно
сдержанный, захохотал
на весь класс.
-
- Конечно, понедельник - день тяжелый, - подумал. - Не
каждому работается
после выходных. Будь я королем Матиушем, объявил бы все
понедельники праздниками. Но кто не знает из личного опыта, что
дни рожденья
"плавают" по неделе!
-
И Француз уверенно выбрал ответ (в).
-
Однако через пять минут засомневался:
-
- А не смешно ли то, что я смеялся в гордом
одиночестве? Ведь даже хохотун
Олосинька не поддержал...
-
- Ответ, на первый взгляд потешный, не смешит, - в
очередной раз выручило
чувство юмора, - когда знаешь, что он правильный!
-
Француз в итоге получил за тест оценку выше, чем
заслуживал, если де Будри
хотел на этот раз измерить просто знания, а не умение их
синтезировать из классной атмосферы.
-
-
3. Об открытиях Дельвига
-
-
Дельвиг не отличался ни феноменальной памятью, ни
тонким чувством юмора, зато был не обделен диагностическим
талантом. И после первых тестов сделал два открытия.
-
Во-первых, классный де Будри небеспристрастен к
правильным ответам. Поэтому они выходят у него обычно чуть
длиннее, чем неправильные. (Вы ведь тоже догадались об этом по
заданиям из первых историй?)
-
А про второе свое открытие дотошный ученик сам сочинил
задание.
-
-
Если в тестовом задании, составленном де Будри,
среди предлагаемых на выбор ответов вы обнаружите пару полярных
ответов, противоположных по смыслу, то скорее всего:
-
а) в этой паре нет правильного ответа;
-
б) правильным будет один из ответов, входящих в пару;
-
в) верны оба ответа из пары;
-
г) "истина посередине": правильным окажется проме-
-
жуточный по смыслу ответ;
-
д) все перечисленное выше не соответствует действи-
-
тельности.
-
-
Вам не очень интересно ломать голову над тем, к чему
склонен вымышленный де Будри? Придется рассекретить: он похож в
своих пристрастиях
на многих сочинителей "куизов" прошлого столетия.
-
Ну как, справились с заданием юного психолога?
-
-
-
От автора
-
- На
Западе "стратегиям тестируемых" учат репетиторы, которые
"натаскивают" к "училкинским" тестам. На серьезных тестах,
составленных с участием психометристов, подобные "приемчики",
конечно, не срабатывают.
-
- Несколько
лет назад у меня об этом был доклад на минвузовской конференции.
На опубликованных у нас в ту пору вузовских и школьных тестах "приемчики"
давали верные ответы на десятки процентов заданий.
-
Чурбанов Валерий Изосимович
-
email: spm111@yandex.ru
| |