|
Почему моряки боятся мертвой воды?
В апреле 1963 года весь мир облетело известие: в океане исчезла американская атомная подводная лодка «Трешер», пропали без вести 129 подводников. Поначалу в это трудно было поверить: подводный крейсер-ракетоносец — не иголка. Однако тщательные розыски ни к чему не привели. Американское военное министерство начало расследование, полагая, что это чья-то диверсия. Так и осталась бы гибель «Трешера» еще одной неразгаданной тайной, если бы к поискам не привлекли океанологов — ученых, исследующих океан. Когда выяснилось, в каком районе последний раз вышел на связь подводный корабль, они, разложив свои океанологические карты, дали ответ: виноваты в случившемся... волны! Но только не те волны, о которых шел разговор до сих пор, не волны на поверхности океана, а
волны внутренние.Ученые знали, что под совершенно спокойной поверхностью моря могут бушевать свои, бесшумные бури, могут медленно и безмолвно гулять волны высотой чуть ли не в сотню метров.
В море между разными по свойствам слоями воды тоже пролегают четкие, границы. Внизу скапливается более тяжелая вода (более холодная или более соленая), а наверх всплывает более легкая. Особенно заметно это явление около проливов или в устьях рек, где встречаются водные массы с разными свойствами. «Трешер» затерялся в Атлантическом океане прямо напротив Гибралтарского пролива, через который в Атлантику, намного ниже уровня океанской поверхности, вливается огромный поток холодной воды. Эта «подводная река» стокилометровой ширины несколькими водопадами скатывается в глубокие ущелья океанского дна. Океанологи уже знали, что здесь, на границе между слоями, образуются очень большие внутренние волны. На поверхности океана эти глубоководные гиганты незаметны — уж слишком они медлительны, чтобы раскачать наверху хотя бы маленькую рябь; ведь период одной такой волны — несколько часов... Подводникам оказалось удобно плавать по границе между тяжелой и легкой водой: здесь корабль ведет себя очень устойчиво, не рыскает вверх-вниз, хотя и хуже слушается рулей глубины. Но если как раз на этой границе разгулялся бесшумный и медленный внутренний шторм, то недавно еще гладкая «дорога» начинает вздыматься высоченными холмами и рушиться в глубокие впадины. Стоит только капитану, доверившему управление кораблем автоматическому штурману, вовремя не заметить, что приборы показывают «шторм»,— и корабль может соскользнуть по склону подводной волны на такую глубину, где его раздавит чудовищное давление лежащей над ним воды...
Океанологи оказались правы: в указанном ими районе, где, казалось бы, подводной лодке не угрожала никакая опасность, специальная глубоководная экспедиция нашла ее расплющенные обломки. Впоследствии ученые разработали особые рекомендации для подводников, чтобы не допустить новых катастроф на подводных дорогах.
Внутренние волны мешают порой и тем, кто плавает по поверхности моря. Моряки давно замечали, что в Северном море, например, есть такие места, на которых быстроходные корабли будто прилипали к месту: как ни надрывалась судовая машина, корабль тащился медленнее черепахи. Назвали это странное явление «мертвой водой», но объяснить его никто не мог. Только после второй мировой войны ученым удалось доказать, что в загадке «мертвой воды» тоже повинны внутренние волны. Когда граница между слоями разной воды лежит всего в нескольких метрах от поверхности, садовой винт лишь поднимает внутренние волны, разгоняет их в пограничном слое, и на это уходит почти вся энергия двигателя.
Литература. "Волны большие и маленькие" Ракин А. - М.: Детская литература, 1985. с. 20.